Строительство Преображенского (Спасо-Гробовского) храма велось на средства брянских купцов братьев Могилевцевых и было закончено в 1904 году. Автор проекта — брянский архитектор Н.А. Лебедев, спроектировавший его в новорусском стиле. 24 октября 1904 года храм был освящен в честь и память Преображения Господня. Еще в XIII веке на этом месте стоял кафедральный собор Брянской епархии, около которого погребали священнослужителей. В летописи упомянуто, что «означенный храм построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, почему эта церковь называется с давних пор «Спасо-Гробовской» или — «что на владычних гробех». В 1929 году храм был закрыт для Богослужения. Здание храма занял клуб механического завода, при этом внешний вид храма был обезображен: барабан с шатром и все купола разобраны. Позже, когда в храме располагались судебно-медицинская экспертиза и морг, внутри здания были устроены несколько перекрытий, площадь их разделена на кабинеты, пробиты новые окна и допущены другие искажения его архитектурного облика. В 80-е годы в здании действовал Дом занимательной науки и техники учащихся трудовых резервов. В 1985 году Брянской реставрационной мастерской восстановлены купола храма. 16 октября 1992 года храм был официально передан Русской Православной Церкви. С этого времени стали регулярно проводиться Богослужения и параллельно выполняться восстановительные работы как внутри храма, так и на его территории. 12 августа 1994 года храм был освящен архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком. С 2006 по 2008 год в храме проведен капитальный ремонт и установлен новый мраморный иконостас. После завершения ремонта 22 ноября 2008 года Епископом Брянским и Севским Феофилактом был совершен чин Освящения Престола и Обновления храма.
Святыня храма — ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих:
Св. Апостол Павел
Св. Апостол Матфей
Св.Апостол Варфоломей
Св. Апостол Варнава
Святитель Иоанн Тобольский
Святитель Филарет митрополит Московский
Святитель Иннокентий митрополит Московский
Святитель Лука Крымский (исповедник)
Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Лев (Наголкин) Оптинский
Преподобный Макарий (Иванов) Оптинский
Преподобный Моисей (Путилов) Оптинский
Преподобный Антоний (Путилов) Оптинский
Преподобный Иларион (Пономарев) Оптинский
Преподобный Амвросий (Гренков) Оптинский
Преподобный Анатолий (Зерцалов) Оптинский
Преподобный Исаакий I (Антимонов) Оптинский
Преподобный Иосиф (Литовкин) Оптинский
Преподобный Варсанофий (Плиханков) Оптинский
Преподобный Анатолий (Потапов) Оптинский
Преподобный Нектарий Оптинский
Преподобноисповедник Александр Санаксарский
Преподобный Феодор Санаксарский
Святой праведный воин Феодор (Ушаков)
Святой Праведный Иоанн Кормянский
Престольный праздник — Преображение Господне (19 августа)
19 августа Церковь вспоминает и отмечает событие из земной жизни Христа, которое евангелисты описывают как Его Преображение перед тремя избранными учениками на горе Фавор.
Сам Иисус Христос, ввиду приближающихся страданий и смерти, для утверждения Своих учеников в вере, благоволил явить им телесно, видимо всю славу Своего Божества и посредством этого показать им, что Его страдания и смерть будут вольные, и что Он есть тот самый Избавитель Израиля, Который был обещан через пророков. Для этого Он, взяв апостолов Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору Фавор и сделал свидетелями Своего Преображения.
Сообразно с этим и святая Церковь прославляет это событие как собственно Богоявление и как доказательство того, что Иисус Христос есть воистину Отчее Сияние. Кроме того, слава Преображения служит предъизображением светлого и славного Воскресения Господня.
Святая Церковь нравственно утешает всех истинных чад своих, внушая им, что за кратковременными печалями, скорбями и лишениями, которыми наполнена их земная жизнь, воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и тело праведников. Достойными участниками будущей вечной славы будут именно те, которые в настоящей жизни преобразуются духом по образу Преобразившегося на Фаворе.
К особенностям праздника Преображения относится то, что в этот день освящается гроздие (виноград) и начатки плодов. Этот обычай — священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх. 23: 19). Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением. Освящение приурочено к празднику Преображения потому, что именно к этому времени на Востоке обычно созревают злаки и виноград, которые в виде хлеба и вина участвуют в Таинстве Евхаристии. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются яблоки, отчего в народе праздник этот называется еще «яблочным Спасом».
Тропарь праздника:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника:
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда узрят Тя распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя плоти Твоея преславное преображение.
Просмотры4037
У этой страницы есть следующие подстраницы.